Rus   Eng

Архангельский международный туристский форум «Туризм в современных условиях»

III Архангельский международный туристский форум
«Туризм в современных условиях»

г. Архангельск '15

Пленарная дискуссия «Актуальные тренды развития внутреннего и въездного туризма»

Круглый стол «Развитие индустриального туризма. Успешные региональные кейсы»

Обучающий семинар по работе с Национальным туристским порталом Russia.Travel

Обучающий семинар «Дизайн в туризме»

Дискуссионная площадка «Брендинг Архангельской области»

Круглый стол «Событийный турпродукт: как организовать успешное туристическое мероприятие»

Круглый стол «Правовое регулирование сферы туризма»

Обучающий семинар «Управление развитием туризма в муниципальных образованиях Архангельской области»

Круглый стол «Конкурентный потенциал региональных и межрегиональных некоммерческих организаций в сфере туризма»

Координационный совет по реализации межрегионального историко–культурного и туристского проекта «Серебряное ожерелье России»

Экскурсионная программа в г. Архангельске и музее под открытым небом «Малые Корелы»

Резолюция

28–29 мая 2015 года состоялся III Архангельский международный туристский форум «Туризм в современных условиях» (далее — АМТФ–2015). Мероприятие организовано Правительством Архангельской области при поддержке Федерального агентства по туризму с целью организации практико–ориентированного диалога по наиболее актуальным вопросам и направлениям развития современного внутреннего и въездного туризма.

В мероприятиях АМТФ–2015 приняли участие 250 представителей исполнительной и законодательной власти, туристской индустрии, сферы гостеприимства, учреждений культуры, научного и делового сообщества, общественных организаций, средств массовой информации из 17 регионов России (Республика Коми, Архангельская область, Владимирская область, Вологодская область, Калининградская область, Ленинградская область, г. Москва, Московская область, Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Омская область, Псковская область, г. Санкт–Петербург, Свердловская область, Самарская область, Смоленская область, Ярославская область) и иностранные эксперты (Норвегия, Латвия).

В современных условиях внутренний и въездной туризм является одним из приоритетных направлений в социально–экономическом развитии субъектов. Перед регионами стоят задачи по разработке и продвижению новых привлекательных программ, созданию условий для развития инфраструктуры туризма и формированию комфортной туристской среды.

Общемировые тенденции развития туристского сектора обуславливают необходимость объединения органов государственной власти, туристского бизнеса, научных кругов, образовательных учреждений и общественных организаций для выработки и решения общих задач. По мнению участников АМТФ–2015, эффективность развития сферы туризма напрямую зависит от решения ряда конкретных вопросов на национальном и региональном уровнях.

Ключевыми задачами по развитию внутреннего и въездного туризма в современных экономических условиях в Российской Федерации являются:

  • создание эффективных механизмов взаимодействия между органами власти и бизнеса для развития детско–юношеского, промышленного и других видов туризма;
  • модернизация системы сбора статистической информации в сфере туризма;
  • совершенствование нормативно–правового регулирования;
  • формирование эффективной маркетинговой стратегии для продвижения России на международном рынке туризма;
  • формирование аттрактивных событийных турпродуктов межрегионального и международного значения;
  • организация брендинга на основе туристско–рекреационного потенциала территорий;
  • создание сети комплексных межрегиональных туристских маршрутов, в том числе на Северо–Западе России.

В целях совершенствования системы сбора и предоставления статистических данных и удовлетворения потребности органов управления, профессионального сообщества, исследователей и общества в целом в актуальной, согласованной, объективной и доступной информации необходимо обеспечить эффективное взаимодействие между территориальными органами Федеральной службы государственной статистики и органами управления туризмом субъектов Российской Федерации.

В ходе дискуссий участники АМТФ–2015 обозначили детско–юношеский туризм как стратегическое направление деятельности по патриотическому воспитанию, образованию, оздоровлению подрастающего поколения. Представляется целесообразным активизировать деятельность органов власти всех уровней и учреждений по популяризации активного туризма среди детей и молодежи путем проведения различного рода мероприятий: соревнований, слетов, фестивалей, конкурсов, летних лагерей на региональном и всероссийском уровне. Развитие системы исследовательских экспедиций должно предусматривать создание необходимых объектов инфраструктуры, в том числе обустройство туристских стоянок.

В ходе обсуждения успешных практик организации индустриальных (промышленных) туров в регионах России участники форума отметили, что экскурсии на предприятия (пищевая, горнодобывающая, ювелирная промышленность, предприятия народных художественных промыслов и др.) вызывают неизменный интерес у туристов и могут служить действенным инструментом диверсификации турпродукта территории, особенно для туристов, знакомых с традиционно предлагаемыми местами турпоказа. Кроме того, посещение предприятий является одним из самых наглядных способов показать подрастающему поколению историю становления промышленности страны, ее роль в военных победах, в частности в Великой Отечественной и во Второй мировой войнах. Следует учитывать, что развитие индустриального туризма требует комплексного межведомственного подхода и сотрудничества на основе принципов государственно–частного партнерства с участием всех сторон, задействованных в продвижении индустриальных туров: туроператоров, предприятий, органов власти.

Учитывая, что современный тренд развития событийного туризма имеет в России ярко выраженную динамику, необходимо сконцентрировать особое внимание на формировании качественного регионального событийного турпродукта, максимально привлекательного для широкого круга потенциальных туристов.

Значительный вклад в формировании позитивного имиджа регионов вносят яркий, оригинальный и хорошо узнаваемый туристический брендинг, а также дизайн в туризме. Хорошо сформулированное и аутентичное брендирование может в значительной мере содействовать увеличению турпотока в регионы. Качественный дизайн туробъектов, городских пространств также способен значительно повысить привлекательность дестинаций, обеспечивая возвратный туристский поток.

Участники обозначили необходимость совершенствования нормативно–правовой базы развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации. Основной отраслевой федеральный закон «Об основах туристской деятельности» и отдельные законодательные акты в последнее время претерпевают изменения, в том числе в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, упрощения налогового режима для некоторых категорий предпринимателей. Актуальным становится идея разработки и принятия нового федерального закона «О туризме и туристской деятельности в Российской Федерации», учитывающего защиту прав туристов и развитие приоритетных направлений в современных условиях. Дискуссионными остаются важные законодательные новеллы в части введения налоговых льгот и каникул с целью активизации развития приоритетных видов туризма, компенсационных выплат при организации туризма и отдыха на территории Российской Федерации.

Отдельное внимание необходимо уделить реализации историко–культурного и туристского проекта «Серебряное ожерелье России» с участием субъектов Северо–западного федерального округа, который включен в план мероприятий по реализации Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года. К такому выводу пришли участники Координационного совета по реализации проекта (9 субъектов СЗФО). Проект направлен на формирование туристско–рекреационного пространства на Северо–Западе страны и призван объединить древние исторические города (территории), областные центры, крупные населенные пункты, в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры, природные объекты, включенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Реализация проекта будет способствовать развитию существующих и формированию новых туристских маршрутов, увеличению туристского потока и продолжительности пребывания туристов, привлечению интереса к малым народностям, проживающим на территории Русского Севера (карельский, саамский, коми, вепсский, ненецкий и другие народы), и в целом будет содействовать социально–экономическому развитию регионов Северо–Запада России.

Принимая во внимание информацию по наиболее актуальным направлениям развития сферы внутреннего и въездного туризма в России, участники АМТФ–2015 полагают целесообразным рекомендовать:

Министерству культуры Российской Федерации, Федеральному агентству по туризму, Ассоциации туроператоров России, Российскому Союзу Туристской Индустрии:

1. В части совершенствования действующего российского законодательства в сфере туризма:

– содействовать разработке нового федерального закона «О туризме и туристской деятельности в Российской Федерации», предусматривающего: разделение полномочий между федеральными, региональными и муниципальными органами власти в сфере развития туризма; введение единой терминологии по индустриальному (промышленному) туризму;

– содействовать внесению поправок в федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части наделения органов местного самоуправления полномочиями в сфере туризма;

– содействовать внесению поправок в федеральный закон от 03 ноября 2006 года № 174–ФЗ «Об автономных учреждениях» в части дополнения перечня направлений деятельности автономных учреждений по направлению сферы туризма для обеспечения возможности создания туристско–информационных центров в форме государственных автономных учреждений и привлечения дополнительных финансовых средств;

– содействовать внесению поправок в Земельный кодекс Российской Федерации в части ускорения и упрощения процедур предоставления земельных участков под строительство гостиниц и иных средств размещения, а также в части разрешения использования земель сельскохозяйственного назначения для целей сельского туризма, в том числе для строительства объектов размещения туристов;

– содействовать внесению поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторую) в части освобождения от уплаты налога на доходы физических лиц, налога на землю для граждан, предоставляющих услуги, связанные с осуществлением сельской туристской деятельности, в течение пяти лет с момента получения разрешения на занятие такой деятельностью.

2. В части развития инфраструктуры: содействовать развитию конкурентных туристских кластеров на территории России с учетом особенностей и потенциала северо–западных территорий в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)».

3. В части развития детско–юношеского туризма: разработать нормативно–правовой документ, предусматривающий финансирование из федерального бюджета на конкурсной основе мероприятий по организации экскурсионных и туристских поездок учащихся; провести работу по формированию системы льгот для субъектов туристской индустрии, осуществляющих деятельность в сфере детского туризма.

Министерству образования Российской Федерации:

1. Содействовать развитию системы организаций дополнительного образования детей туристско–краеведческой направленности, туристских клубов, в том числе расширение подготовки специалистов по программе «Инструктор детско–юношеского туризма».

2. Содействовать развитию системы центров и станций детско–юношеского туризма при образовательных организациях в субъектах Российской Федерации и гарантировать ее организационно–методическое обеспечение.

Министерству транспорта Российской Федерации:

1. Содействовать введению транспортными компаниями льготных круглогодичных тарифов для организованных групп детей и студентов, совершающих путешествия по России.

2. Разработать нормативные акты, регламентирующие порядок классификации маломерных судов для регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации в соответствии с федеральным законом от 23 апреля 2012 № 36–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна».

Федеральной службе безопасности Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации:

Оказать содействие в части упрощения системы получения разрешений для посещения детско–юношескими экскурсионными группами уникальных объекто оборонно–промышленного комплекса Российской Федерации, расположенных на территории Архангельской области (предприятия Центра атомного судостроения в г. Северодвинске, I Государственный испытательный космодром «Плесецк»).

Федеральной службе государственной статистики:

Регламентировать порядок и формы сбора статистической информации полномочными организациями в части: пересмотра зон ответственности уполномоченных организаций, осуществляющих сбор статистической информации, с целью исключения дублирования функций; создания единой методики сбора информации с возможностью ее сопоставления на международном уровне; разработки методики, в которую можно оперативно вносить корректировки, новые критерии и показатели; установления требований к предприятиям туристской индустрии по обязательному предоставлению статистических данных уполномоченным исполнительным органам государственной власти и органам местного самоуправления субъекта Российской Федерации в сфере туризма.

Федеральному агентству по делам молодежи:

Содействовать расширению сотрудничества молодежных центров с промышленными предприятиями по вопросам организации производственных экскурсий.

Субъектам Российской Федерации:

1. Содействовать совершенствованию регионального законодательства в сфере туризма с учетом современных требований федерального законодательства.

2. Осуществлять сотрудничество по вопросам развития и реализации комплексных межрегиональных туристских проектов и программ, разработку мероприятий по их совместному продвижению на российский и зарубежный туристский рынок, совершенствовать механизмы государственно–частного партнерства.

3. Создать межрегиональные постоянно действующие экскурсионные и туристские программы по обмену детско–юношескими группами для посещения уникальных туристских и производственных объектов.

4. Учесть положительный опыт субъектов Российской Федерации, в которых созданы благоприятные условия для организации экскурсий на предприятия. Поддерживать предприятия, активно инициирующие продвижение уникального туристского продукта.

Членам Координационного совета по реализации межрегионального историко–культурного и туристского проекта «Серебряное ожерелье России»:

1. Утвердить перечень глобальных межрегиональных маршрутов в рамках межрегионального историко–культурного и туристского проекта «Серебряное ожерелье России».

2. Разработать план совместных действий, направленных на комплексное продвижение территорий, входящих в состав проекта, для продвижения на внутреннем и международном туристских рынках под единым брендом.

3. Подготовить предложения по разработке и внедрению единых стандартов качества обслуживания туристов.

4. Содействовать размещению информации о проекте «Серебряное ожерелье России» на Национальном туристском портале «Russia.Travel», на турпорталах субъектов СЗФО, в Национальном календаре туристских событий.

Правительству Архангельской области и органам местного самоуправления:

1. Содействовать дальнейшему развитию наиболее приоритетных туристских направлений, в том числе детско–юношеского, индустриального и арктического туризма.

2. Осуществить разработку стратегии развития арктического туризма для повышения эффективности использования в туристском обороте части Архангельской области, входящей в состав Арктической зоны Российской Федерации.

3. Подготовить предложения по темам научных исследований и проектов в сфере туристской индустрии для включения в образовательную проектно–ориентированную магистерскую программу «Туризм в северном измерении», реализуемую на базе Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова.

4. Подготовить предложения по темам курсов повышения квалификации, обучающих семинаров, мастер–классов для руководителей и специалистов туристской индустрии, органов исполнительной власти и местного самоуправления Архангельской области на базе Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова в 2015 году.

Северному (Арктическому) федеральному университету имени М. В. Ломоносова:

Разработать совместно с агентством по туризму и международному сотрудничеству Архангельской области предложения по организации и проведению курсов повышения квалификации, обучающих семинаров, мастер–классов для руководителей и специалистов туристской индустрии, органов исполнительной власти и местного самоуправления на базе Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова в 2015 году.

Субъектам предпринимательства различных отраслей промышленности:

Во взаимодействии с органами власти, заинтересованными туристскими компаниями содействовать продвижению организованных промышленных туров с посещением предприятий.

Архангельской областной научной библиотеке им. Н. А. Добролюбова:

Разработать совместно с муниципальными образованиями Архангельской области литературную карту Архангельской области с учетом организации туристских событий.

Заместитель Губернатора Архангельской области по социальным вопросам, председатель организационного комитета по подготовке и проведению III Архангельского международного туристского форума
Е. В. Прокопьева